Вебинаторские новости

Сквозная линия выступления

Смысл выступления в том… чтобы сказать что-то важное. Но удивительно, что во многих выступлениях этого не происходит. Да, люди произносят множество красивых предложений. Но в конце концов они оставляют слушателей ни с чем. Прекрасные слайды, харизматичное поведение – все это очень хорошо. Но если выступление не ведет к реальным результатам, то оратор всего лишь (и то в лучшем случае) развлек аудиторию.

Главная причина этой трагедии в том, что у спикера не было точного плана своего выступления в целом. А оно должно быть спланировано пункт за пунктом или даже предложение за предложением, и не следует тратить время на пустые разглагольствования.

При анализе пьес, фильмов и книг используется отличный термин, который можно применить и к публичным выступлениям. Это сквозная линия, основная тема, которая соединяет воедино все повествовательные элементы. Такая линия должна быть в каждом выступлении. Считайте сквозную линию прочной веревкой или канатом, который будет удерживать все остальные элементы вашей идеи. 
В качестве упражнения попробуйте сформулировать свою сквозную линию всего в 15 словах. Эти 15 слов должны быть наполнены глубоким содержанием. Цель должна быть конкретной. Какую именно идею вы хотите внушить слушателям? Что они вынесут из вашего вебинара?
Важно, чтобы сквозная линия не была слишком предсказуемой или банальной – «о важности упорства» или «четыре крупных проекта, над которыми я работал». Это слишком скучно. Вы способны на большее. Вот несколько примеров из самых популярных выступлений TED. Обратите внимание на элемент неожиданности в каждом из них.
  • Расширение выбора делает нас меня счастливыми
  • Уязвимость нужно ценить, а не бежать от нее как от огня
  • Давайте устроим тихую революцию – изменение мира для интровертов
  • История вселенной за 18 минут покажет путь от хаоса к порядку.
Вовсе необязательно выбирать столь же амбициозные темы, но любую тему можно подать под интересным углом.
Давайте еще раз представим себе вебинар как путешествие. Мы отправляемся туда вместе со слушателями, и вам отведена роль проводника. Но если спикер хочет, чтобы слушатели пошли вместе с ним, нужно намекнуть куда он отправляется. Вы должны быть уверены, что каждый шаг будет приближать к заветной цели. Если использовать метафору путешествия, то сквозная линия прокладывает путь для дальнейшего выступления.
 Помните, что сквозная линия – это не то же самое, что тема. Ваше приглашение может быть абсолютно четким: «Дорогой Джон, не могли бы вы нам рассказать о каякинге в Казахстане?». Но даже если тема ясна, то сквозную линию все же следует продумать. Лекция о каякинге может иметь сквозную линию, основанную на выносливости, или на поведении группу, или на опасностях бурного течения горных рек.
 Как же продумать сквозную линию?
Во-первых, следует как можно лучше понять своих слушателей. Кто они? Насколько глубоки их знания? Каковы их ожидания? Что для них важно? О чем говорили другие ораторы до вас? Вы можете подарить идею только тем, кто готов ее воспринять. Если вы собираетесь рассказать таксистам о цифровой экономике, то не стоит ли сначала узнать, лишает ли мобильное приложение Uber их средств к существованию?
 Во-вторых, не пожалеть времени, хотя бы на два действия:
  • Нужно показать, почему это важно: на какой вопрос вы пытаетесь ответить, какую проблему решить, каким опытом поделиться?
  • Оживите каждый пункт своего выступления реальными примерами, историями, фактами.
 Чтобы сделать свое выступление эффективным, нужно решительно порезать список тем, которые вы хотите осветить, и придумать нечто такое, что могло бы объединить оставшиеся. Экономист Ник Маркс дает совет:
«Убивайте то, что вам дорого. Нужно быть готовым к тому, чтобы НЕ говорить о том, что вам дорого и о чем очень бы хотелось сказать, но не является частью общего повествования. Это трудно, но очень важно»
 Секрет успешного выступления часто кроется в том, от чего вы отказались. Чем меньше, тем больше. Неправильным будет пытаться втиснуть в текст своего выступления все, что кажется интересным, а потом сократить все идеи до минимума и сделать выступления короче. Сквозная линия, которая соединяет множество концепций, неэффективна. Это всего лишь грубая последовательность, в рамках которой вы будете в спешке излагать свои тезисы. Такое выступление покажется слишком пустым и поверхностным.
 Сквозная линия требует, чтобы сначала вы определили идею, которую можно адекватно раскрыть в отведенное время. Затем нужно разработать структуру, чтобы каждый элемент выступления был каким-то образом связан с идей. Ограничены ли вы двумя минутами, 18 минутами или часом, отправная точка должна быть одной и той же: вы должны сказать только то, что можете осветить достаточно глубоко и убедительно.
И в заключении, не следует думать, что к короткому выступлению и готовиться можно недолго. Президента Вудро Вильсона однажды спросили, как долго он готовит свои речи, он ответил:
Это зависит от продолжительности речи. Речь на 10 минут я готовлю не меньше двух недель. На получасовую речь уходит неделя. Если можно выступать сколько угодно, то можно вообще не готовиться. К этому я готов хоть сейчас.

Она напоминает еще одну известную фразу неизвестного автора: «Если бы у меня было больше времени, то мое письмо получилось бы гораздо короче».
Статьи