Я хочу, чтобы вы представили себе слона с выкрашенным в ярко-красный цвет хоботом, который размахивает этим хоботом в такт танцу огромного оранжевого попугая, танцующего на голове слона и периодически выкрикивающего: «А спляшем-ка фанданго!»Ого! Здорово! Вы только что сформировали мысленный образ того, чего никогда не существовало нигде, кроме как в моем сознании и в сознании тех, кто прочел последнее предложение. И для этого потребовалось совсем немного, но тут все зависит от вас. Слушатель должен иметь уже ряд готовых концепций. Он должен знать, кто такой слон, кто такой попугай, какие цветы называются красным и оранжевым, что такое «выкрашенный», «танцующий» и «в такт».
Если бы вместо этого я сказал вам:«Я хочу, чтобы вы представили себе представителя вида Loxodonta cyclotis с хоботом, окрашенным в цвет Pantone 032U, совершающего колебательные движения…»У вас вряд ли сформировался бы правильный образ, несмотря на то что это та же самая просьба, только высказанная более точным научным языком.
Итак, речь оказывает магическое воздействие только в том случае, если она понятна и оратору, и слушателю. И в этом заключается секрет воссоздания вашей идеи в мозгу другого человека. Вы можете использовать только те средства, к которым имеют доступ ваши слушатели.
Приведу вам еще одну замечательную метафору хорошего выступления. Это путешествие, в которое оратор и слушатели отправляются вместе. Эта метафора хороша тем, что она проясняет, почему оратор, как любой экскурсовод или проводник, должен начинать с доступного слушателям. И почему ему не следуют совершать невозможных скачков или необъяснимых поворотов.Будет ли ваше странствие исследованием, объяснением или убеждением, главная его цель – привести слушателей в прекрасное новое место.