Новости УЦ

Отличный план! Инструменты проектирования современного урока

От качественного планирования любого урока зависит успешность его проведения. И если планирование линейного урока, состоящего из последовательно сменяющихся этапов, уже не представляет особых сложностей для педагога, то проектирование разветвлённой структуры занятия с групповыми и подгрупповыми заданиями может вызывать трудности, особенно если в них вы предполагаете использовать цифровые ресурсы.
Здесь нам на помощь приходят карточки конструктора урока, разработанной учителями Чарльзом Купером и Шелли Шоу. Для того, чтобы составить урок при помощи данной методики, необходимо выполнить несколько простых шагов:

Шаг 1. Определите тему, цель и задачи вашего урока

Постановка цели и задач урока - одна из ключевых фаз при проектировании занятия, именно здесь мы можем определить каких результатов мы хотим достичь, а потом уже приводить содержание и форму под решение этих задач. Существует огромное количество различных методологий постановки целей, но какой бы вы ни выбрали, ваша цель должна отвечать ряду критериев:
  • Конкретность. Формулировка цели не должна допускать различных толкований;
  • Диагностируемость (измеримость). У вас должны быть инструменты, которые бы позволяли оценить достижение цели, предпочтительно использовать измеримые показатели;
  • Достижимость. Имеет смысл ставить только те задачи, выполнить которые будут под силу вашим ученикам;
  • Побуждение к действию. Цель должна мотивировать на ее выполнение.

Шаг 2. Начните планирование урока

Для визуализации плана урока вы можете воспользоваться карточками конструктора урока. Для того, чтобы составить план урока, необходимо продумать варианты дифференциации и персонализации, позволяющие учащимся достичь максимальных результатов. После этого выложите цветные карточки форм групповой работы и дополните их названиями или коротким описанием заданий, предлагаемых ученикам. Воспользуйтесь вспомогательными карточками для уточнения условий выполнения того или иного задания.
Цветные карточки конструктора делятся на группы по цветам:
  • Работа с цифровым контентом и индивидуальная работа (салатовые карточки).. Может быть реализована в классе и дома, на компьютерах, планшетах, телефонах.
  • Фронтальная работа с классом (фиолетовые карточки). Кроме классической фронтальной работы в классе, в которой учитель рассказывает новый материал, а ученики выполняют задания, конспектируют, слушают, в формате фронтальной работы может проходить представление результатов групповой работы. После выполнения задания все ученики соберутся и во фронтальной работе, каждая команда расскажет о том, что они узнали.
  • Групповая работа (голубые карточки). Работа учащихся в малых группах (или группе) 3-7 человек над коллективными заданиями. Может быть реализована одновременно с работой учителя с малой группой. Учащиеся могут быть объединены в несколько групп, которые работают независимо, коллаборативно или соревнуются. Парная работа может быть реализована одновременно с работой учителя с малой группой и другими формами.
  • Различные виды обратной связи от учеников (розовые карточки). Диагностическое тестирование — используется для дальнейшего деления на группы (для дифференциации) по результатам дефицитов, потребностей, интересов. Может быть в формате теста, опроса и др. Не предполагает выставление отметок. Формирующее тестирование — используется для корректировки результатов учащихся. Не предполагает выставление отметок. Итоговое тестирование — используется для оценки результатов работы учащихся. Обычно опирается на критерии оценивания. Предполагает выставление отметок.
  • Вспомогательные карты (серые карточки). Обозначают особенности работы в различных формах, фиксированный параметр деятельности. Выкладываются над/под цветными карточками. Например: серая карта с надписью «онлайн» под салатовой карточкой — значит учащиеся выполняют задание дома.
  • Карты вовлечения (синие карточки). Простые, но эффективные задания позволят вам сфокусировать учащихся на материале урока, а также сохранить их внимание и интерес.
Для того, чтобы эффективно организовать планирование урока мы рекомендуем вам придерживаться следующего алгоритма:
  1. Определите основные структурные компоненты, которые вы планируете использовать на уроке.
  2. Распределите их в порядке использования на уроке. Например: я планирую дать небольшое диагностическое тестирование, затем во фронтальном взаимодействии я объясню детям, чем мы будем заниматься, разделю их на три группы, каждая из которых будет выполнять отдельное самостоятельное задание. После выполнения задания все ученики соберутся и во фронтальной работе каждая команда расскажет о том, что они узнали. В конце урока я проведу фронтальный опрос.
  3. Назначьте время каждому элементу урока. Учтите не только время проведения самого блока, но и время переходов между блоками, если мы используем групповые формы работы.
На этом фото мы видим, что для прохождения запланированных блоков ученикам понадобиться не меньше часа, что не укладывается в урок. Расставляя временные рамки вы нагляднее будете видеть все временные затраты.
Интерактивная форма данного ресурса позволяет в наглядной форме увидеть структуру урока.
4.После добавления основных элементов дополните таблицу дополнительными подробностями, которые важны для проведения задания. Например: для разделения класса на группы и сбора обратно нужно выделить дополнительно по 2 минуты перед выполнением задания и 2 минуты после выполнения задания.
Используя данный инструмент вы можете спланировать не только урок в очном формате, но и дистанционный и гибридный урок. Для этого воспользуйтесь карточкой "Онлайн".
Используя пространство для планирования урока вы можете не только добавлять ключевые мысли к уроку, но и оставлять комментарии по делам, которые нужно выполнить на разных этапах. Особенно это касается использования разных платформ и сервисов. Важно указать, в какой части урка каким сервисом вы будете пользоваться.

Как планировать собственный урок?

Сервисом для размещения карточек урока стал Unidraw. Это российский аналог сервиса Miro. В бесплатной версии данного сервиса вы можете планировать свои уроки на бесконечной цифровой доске.
Для доступа к платформе необходимо:
  1. Скачать копию доски с карточками по ссылке
  2. Зарегистрироваться в сервисе
  3. Создать новую доску и нажать импорт из unidraw
После успешного импорта немного опустите поле с карточками для того, чтобы освободить место для создания плана. Выбирайте нужные карточки и путем копирования и вставки добавьте их на рабочее пространство. Используйте инструменты интерактивной цифровой доски для того, чтобы подписать карточки и добавить дополнительные медиа.

Шаг 4. сохраните результаты в виде изображения

Готовый план вы можете сохранить в формате *png или *svg для того, чтобы его распечатать и сохранить. При сохранении вы можете выбрать масштаб и фон

А что еще?

Вы можете использовать Unidraw не только для планирования, но и для проведения уроков! Запечатлейте схему какого-то сложного процесса, который вы изучали с детьми очень долго или структурируйте материал нескольких уроков в одном пространстве.
Поделитесь с учениками ссылкой для просмотра или дайте им доступ к полной свободе творчества (редактированию документа) на вашей доске. И в режиме реального времени проверяйте итоги их взаимодействия в группах.

Подводя итоги

Планирование уроков по методике Чарльзом Купером и Шелли Шоу позволяет визуализировать план урока, рассчитать время его проведения и добавить дополнительную информацию, о которой важно помнить при подготовке к занятию.