Новости УЦ

Вот это поворот!

Помимо базовых команд поворота на 90° наборы – MatataStudio Coding Set Pro и Matatalab Pro Set – включают дополнительные блоки "Угол поворота" для поворота робота на другие величины угла.
В комплект входит 10 типов таких блоков с разными значениями углов: 30°, 36°, 45°, 60°, 72°, 108°, 120°, 135°, 144° и 150°. Каждого из этих блоков по 2 штуки, что позволяет использовать один и тот же угол в программе несколько раз. Эти значения подобраны не случайно – они соответствуют ключевым углам для построения разных фигур. Например, 60° и 120° нужны для треугольников, 72° и 108° – для пятиугольников, 36° и 144° – для звезды или десятиугольника, что позволяет рисовать самые разнообразные формы и узоры.

Как реализуется поворот на угол?

Принцип использования угловых блоков очень прост. Стандартный блок поворота дает команду повернуть на 90°. Чтобы дать команду MatataBot повернуться на другой угол, поместите дополнительный угловой блок под блоком “Повернуть влево” или “Повернуть вправо”. Например, если под команду поворота вправо подложить блок 60°, робот развернётся вправо на 60 градусов. Если же никакого углового блока не добавить, команда поворота по умолчанию развернёт робота на стандартные 90°. Таким образом: значение на синем угловом блоке указывает, на сколько градусов повернётся робот при выполнении этой команды.
Важно отметить, что робот всегда поворачивается на указанный угол на месте – то есть изменяет свою ориентацию, не продвигаясь вперёд, угол при этом отсчитывается от текущего направления траектории движения робота.
При программировании геометрических фигур стоит учитывать связь между внешними и внутренними углами траектории. Например, для замкнутого треугольника с внутренними углами 60° робот должен делать внешние повороты по 120°, так как прямая линия это 180° (180° − 120° = 60°). Поэтому, чтобы нарисовать такой треугольник, используется блок поворота на 120°, повторённый трижды – в результате внутренние углы фигуры будут по 60°. Сумма внешних поворотов должна дать 360° для замыкания любой фигуры (в примере с треугольником 120° + 120° + 120° = 360°).

Рисование фигур с нестандартными углами

Начинать всегда стоит с базовых фигур с углами 90° (квадрат, прямоугольник), без использования дополнительных блоков, а затем переходить к фигурам с непрямыми углами. Как правило это предполагает повторение одинаковых команд (циклов) в сочетании с блоками "Угол поворота", что позволяет легко рисовать правильные многоугольники и даже более сложные узоры. Например, чтобы получить треугольник, достаточно повторить 3 раза: вперёд + повернуть на 120°; для пятиугольника – 5 раз: вперёд + повернуть на 72°, и т.д. По сути, используя цикл и соответствующий угол, робот автоматически замкнёт траекторию в ровную геометрическую фигуру.

Кроме классических многоугольников, угловые блоки дают возможность рисовать звёзды, “цветочки” и другие узоры. Такую активность можно интегрировать в сюжетные занятия: например, нарисовать звезду, снежинку или даже целую “картину”.

Примеры заданий с угловыми блоками

Ниже приведены несколько идей практических задач, которые можно использовать, чтобы демонстрировать применение блоков "Угол поворота". Эти задания рассчитаны на то, что алгоритм готовит взрослый, а дети помогают его собрать из физических блоков по образцу и наблюдают за результатом.
  • «Нарисуй звезду» (пятиконечная звезда). Педагог рассказывает, что робот сможет нарисовать звезду, если будет двигаться особым образом. Например, для пятиконечной звезды (пентаграммы) алгоритм такой: повторить 5 раз последовательность из движений: вперёд + поворот вправо на 144°. Таким образом робот будет непрерывно чертить лучи звезды, возвращаясь в исходную точку после пяти сегментов. Готовую звезду можно вырезать и раскрасить вместе с детьми – это добавит немного творчества вашему проекту.
  • «Цветок» из лучей. Рисунок цветка, в виде симметричного узора. Робот стартует из центра “цветка” и рисует несколько лепестков-лучей вокруг. Алгоритм: установить цикл на 6 повторений, внутри которого робот двигается вперёд (например, на 2 шага) и затем возвращается назад на то же расстояние, после чего поворачивается на 60° перед следующим повторением. При выполнении такого кода MatataBot проведёт лучи в шести разных направлениях, которые вместе напоминают цветок с шестью лепестками (или снежинку). В данной задаче используются блок поворота на 60° и простейший цикл. Помните, чтобы получить симметричное изображение, заданный угол в градусах, умноженный на количество повторений, должен дать полный круг 360°. Хотя дети младшего возраста не оперируют градусными величинами, они видят, что при меньшем угле поворота лучей получается больше, и цветок выходит “пушистым”. Вы можете варьировать это упражнение: например, сделать 8 лучей с поворотом на 45°, или 5 лучей с поворотом 72° – меняя блок угла, получать разные по форме “цветы”. Это хорошее демонстрационное упражнение для развития пространственного мышления.
Если вас уже есть готовые проекты, нарисованные с помощью MatataBot, поделитесь с нами!
2025-07-30 10:00