Технологии развиваются стремительно, такие платформы, как GigaChat (Сбертехнологии), Алиса от Яндекса, Qwen и DeepSeek, предоставляют доступ к языковым моделям (GPT) нового поколения практически бесплатно. Эти модели умеют создавать тексты, объяснять темы, систематизировать информацию, генерировать планы, писать письма, конспекты и многое другое. С каждым новым поколением ИИ становятся все более универсальными.
Цель этой статьи — не научить пользоваться всеми возможностями ИИ за один день, а показать, как можно начать делать это грамотно. Даже базовые навыки работы с текстовыми ИИ могут существенно сэкономить время, облегчить подготовку и решение повседневных задач.
Мы перестанем думать самостоятельно?
Возможность использования ИИ вызывает опасения: не приведет ли это к тому, что мы вовсе перестанем думать. Ведь после прихода телефонов со списком контактов мы перестали запоминать номера телефонов. Доля правды в этом есть, но у медали всегда две стороны, что подтверждается недавним исследованием MIT(Массачусетский технологический институт).
Серия экспериментов, с мониторингом мозговой активности, показала, что испытуемые, которые сначала готовили материал самостоятельно, а затем использовали ИИ как помощника для редактирования проявляли сильную и распределённую мозговую активность. В отличие от тех, кто с самого начала пользовался помощником.
Более того, смена ролей испытуемых показала, что порядок использования инструментов важен: если сначала писать с ИИ, а потом без него — мозг реагирует ещё пассивнее; а наоборот — сначала «мозг», затем ИИ — сохраняет активность и способствует лучшим когнитивным результатам.
Это приводит нас к выводу, что к использованию ИИ нужно подходить разумно: сначала самостоятельно подумать над материалом, спланировать свою работу, набросать основные структурные части и только потом использовать ИИ для улучшения и обогащения текста. Такой способ создания материала поможет ИИ давать более точные ответы, а человеку развивать навыки критического мышления и креативности.
Зачем педагогу текстовый ИИ
На данный момент использование ИИ в образовании становится новым образовательным трендом и набирает все большую популярность. Хотя до сих пор со стороны педагогического сообщества существует опасение о том, что ИИ может заменить педагога и в будущем большинства педагогических профессий будут не нужны.
ИИ не заменяет педагога — они усиливают его возможности. Становятся «коллегой» к которому можно обратиться за идеей, черновиком, структурой или даже критикой. Это особенно важно в условиях высокой нагрузки и ограниченного времени. ИИ позволяет вам сделать её быстрее, чище, качественнее.
Например, вы готовите урок о природных зонах России — и ИИ может помочь быстро составить план, подобрать интерактивные задания и даже адаптировать материал под разный уровень подготовки. Или вы сталкиваетесь с необходимостью сформулировать корректное замечание ученику в дневнике — ИИ может предложить вежливую, деликатную формулировку. Если вы запускаете проект, готовите презентацию, планируете классный час или ищете новую форму подачи — ИИ может стать соавтором, подсказывающим неожиданные подходы.
Что умеет: Генерация текстов, поиск. Особенности: Поддерживает русский язык, бесплатен. Примеры использования: написание объявлений, реклама платных занятий, подготовка выступлений.
Что умеет: Краткие диалоги, стилизация речи. Особенности: Редактирование текста, поиск ошибок, работа со стилистикой текста, генерация учебных материалов на основе предоставленных документов. Примеры использования: Работа со статьями, изменение стилистики, рерайт текста. Составление кратких конспектов на основе текста выступления на родительском собрании.
Что умеет: Текст, анализ, пояснения. Особенности: Хорош в учебных промптах, точный. Примеры использования: Создание вариантов заданий, Генерация вопросов по тексту, создание кратких конспектов по большим объемам текстов. Идеи для новых форм проведения урока на основе вашего материала.
Что умеет: Ответы с пояснениями и источниками. Особенности: Подходит для запросов с поиском. Примеры использования: Составление таблиц, планов, списков на основе массива данных. Написание замечаний ребенку для родителей в корректной форме.
Что умеет: Проверка орфографии и пунктуации. Особенности: Направлен на работу с текстовым материалом. Примеры использования: Подготовка текстов к публикации, проверка текстовых материалов.
Что такое GPT, как он работает, и зачем это знать
GPT (Generative Pre-trained Transformer) — это языковая модель, обученная на огромных массивах текстов. Она не думает, как человек, не понимает смысла, но умеет предсказывать, какое слово или фраза должна быть следующей. Всё основано на вероятностях и паттернах (ранее изученных примерах). Это мощный инструмент — но не безошибочный. ИИ может выдумывать факты («галлюцинировать»), ошибаться в логике, терять контекст. Для того, чтобы повысить точность ответа важно не просто задать вопрос, а сформулировать его правильно — такой запрос называется промпт.
Как правильно общаться с ИИ: примеры и приёмы
То, насколько полезным окажется ответ, зависит от качества вашего запроса. Хорошо сформулированный промпт — это уже половина результата. Мы рекомендуем придерживаться последовательности составленнойГарвардским университетом:
1. Определите цель и формат Начните с того, чего вы хотите добиться, и уточните, в каком виде нужен результат.
Пример: «Составь план урока для 5 класса по теме «Северные народы России». Представь в виде таблицы: этап урока / содержание / методы / время».
2. Уточните условия и ограничения Уточните, чего следует избегать, какие особенности учитывать.
Пример: «Не используй термины, выходящие за рамки программы, не упоминай зарубежных авторов».
3. Добавьте контекст ИИ работает лучше, когда понимает, для кого создаётся материал.
Пример: «Я учитель начальных классов, работаю в сельской школе, у детей слабый интернет, поэтому нужны задания без использования онлайн-ресурсов».
4. Уточняйте роль:
«Представь, что ты методист биологии. Подготовь 5 тестовых вопросов по теме «Пищевые цепи» для 6 класса с ответами и объяснениями ошибок».
«Перепиши текст в стиле, пятиклассника».
«Как методист образовательных программ сравни два подхода к обучению грамматике в виде таблицы».
5. Общайтесь как с коллегой ИИ поддерживает диалог. Получив первый результат можно вносить уточнения, исправлять, переспрашивать. Он «помнит» суть разговора в рамках одной сессии.
Пример: — «Добавь в этот план больше практических заданий» — «Перепиши вступление, чтобы оно звучало вдохновляюще» — «Уточни, какие цели у каждого этапа урока» ИИ будет тем точнее, чем точнее вы сами.
Что важно помнить ИИ — это инструмент, и как любой инструмент, он требует навыков обращения. Он может существенно помочь, но он не заменяет ни профессиональную интуицию, ни критическое мышление. Особенно важно помнить это, когда речь заходит о взаимодействии с учениками.
ИИ — не замена мышлению, а его катализатор. Именно так его следует воспринимать в педагогической практике.
Мини-FAQ для учителя
Это законно? Да. Использование бесплатных текстовых ИИ не нарушает законодательство РФ. Важно соблюдать авторские права.
Это не подменит мою работу? Нет. ИИ — это не педагог. Он не читает эмоции, не работает с мотивацией, не заменяет живое общение.
Можно учить детей работать с ИИ? Не просто можно — нужно. Это элемент цифровой грамотности XXI века. Но важно при этом учить думать.
А если ИИ ошибётся? Ошибётся. Именно поэтому итоговую ответственность за достоверность, корректность и уместность информации несёт человек.