Новости УЦ

Только послушай! Подкаст-студия — легкий старт в образовании

Почему подкаст — это отличный выбор для старта в медиа?

Минимальный набор оборудования, относительная простота приёмов работы в сочетании с возможностью полноценно погрузиться в творческий процесс делают подкаст отличным выбором для школьной медиа студии.
Многофункциональность использования
В образовательной организации использование подкастов может быть использовано в нескольких сферах:
  • В проектной деятельности на любом предмете. Вы можете предложить ученикам собрать материал по изучаемой теме, обобщить его в коротком формате серии подкастов;
  • В рамках дополнительного образования вы можете организовать подкаст-студию школы и создавая подкасты со своими учениками, вы сможете освоить медиапланирование, дать общее представление о профессии «Репортер», разобрать принципы создания и выпуска медиаконтента;
  • В качестве дополнительного материала для изучения по предмету. Записывайте образовательные подкасты по дополнительным темам вашего предмета.
Минимальный набор оборудования
Для записи подкаста, в отличие от других медиа необходим минимальный набор оборудования:
  • Для простых записей с одним спикером: аудио рекордер с микрофоном, наушники закрытого типа и компьютер, на котором установлено ПО для работы со звуком
  • Для записи подкаста с 2 и более спикерами: аудиомикшер, пантографы для микрофонов, микрофоны кардиоидные динамические, наушники закрытого типа и компьютер, на котором установлено ПО для работы со звуком.
  • Для того, чтобы добиться более качественного звучания дополнительно можно установить: ширму акустическую шумопоглощающая, поп-фильтр для микрофона, студийные мониторы для качественного монтажа итогового результата.
Доступность программного обеспечения
Создание подкаста предполагает сведение звуковых дорожек, добавление звуковых заставок (джинглов), добавление фоновой музыки и работу со звуком. Для решения этих задач мы рекомендуем использовать бесплатную кроссплатформенную программу Audacity. Это мощный и понятный инструмент с русскоязычным интерфейсом и большим числом обучающих материалов онлайн.
Доступность размещения материалов
Публикация подкаста состоит из двух шагов:
  1. Размещаете записи на хостинге. Хостинг — это хранилище аудиофайлов, которое транслирует их через RSS. Примеры сервисов: SoundCloud, Libsyn, Castbox. Все они предлагают бесплатные тарифы.
  2. Публикация в медиа. После размещения подкаста на хостинге вы можете скопировать ссылку на него и разместить ваш подкаст на одной из подкаст-площадок:
  • В социальных сетях. На платформе «ВКонтакте» или «Рутуб»;
  • На специальных платформах. «Яндекс Музыка» или «Подкаты iTunes»;
  • В Telegram-канале
Вдохновляйтесь опытом
На данный момент существует большое количество примеров интересных примеров и лидеров образовательных подкастов. Анализ структуры выпусков, использования инструментов вовлечения, ведения линии повествования позволит вашей команде совершенствоваться в выпуске собственных интересных новостей.
Примеры:
  • «Мел.Teens» — подкаст издания «Мел» для подростков. Журналист обсуждает с подростками как «детские» темы (игры, аниме), так и «взрослые» (политика, финансы).
  • «Дожить до 18» — дружеская беседа трёх одиннадцатиклассников о жизни и переживаниях.
  • «Это вам не сказки» - Подкаст образовательного проекта «Гусьгусь» от Arzamas. Выпуски ведут биолог Тата Зарубина и школьник Стёпа Калитеевский. Вместе они выясняют, что правда, а что вымысел в сказках, мифах и легендах, на которых мы все выросли.
  • «Вы нас даже не представляете» — юмористический подкаст о поколении Z от двух старшеклассников.
  • «Откуда берутся деньги» - Реалити-подкаст, проект Т—Ж о финансовой грамотности. Журналист Сергей Береговой вместе с сыном-первоклассником обсуждает волнующие детей темы: почему родители — не миллионеры, как вышло, что одни семьи могут позволить себе больше, чем другие, как лучше распоряжаться карманными деньгами — потратить сразу всё на сладости в школьном буфете или отложить часть на мечту.
  • «Подросток говорит» — сольный дневник-подкаст старшеклассника Никиты Александрова.
  • «Витю видел?» - Подкаст образовательного проекта «Гусьгусь» от Arzamas о наблюдении за птицами в их естественной среде обитания. Ведущие, Бёрдвочер Александр Борзенко и орнитолог Ника Самоцкая, рассказывают, где можно найти птиц, действительно ли полезно ставить кормушки, что делать, если нашёл на улице птенца.
Если у вас уже есть необходимый набор оборудования, то пришло время действовать!
  1. Самое главное - идея! Вместе с командой определите идею, целевую аудиторию и "изюминку" вашего подкаста. Что будет вас отличать от других команд? О чем вы будете рассказывать?
  2. Планируйте выпуски! Залог стабильности выхода выпусков подкастов - составление медиаплана на месяц. Для генерации идей выпусков вы можете использовать различные техники генерации идей. Об этом вы можете подробно почитать в нашем гайде. Рекомендуем начинать с коротких выпусков по 15–20 минут. В сезоне — не более 10 выпусков. Лучше всего публиковать новый выпуск каждую неделю в одно и тоже время
  3. Распределение ролей. Определите в команде зоны ответственности при создании выпуска. Кто будет отвечать за поиски новых тем, кто будет отвечать за техническую составляющую, кто будет делать монтаж аудио. Распределение ответственности и алгоритма действий поможет автоматизировать все процессы и работать слажено.
  4. Обратная связь. После выпуска новой серии подкаста организуйте встречу команды, для того, чтобы проанализировать выпуск, обозначить сильные и слабые его моменты.
Подводя итог можно сказать, что использование подкастов в образовательной организации может быть удобным и универсальным инструментом для решения большого круга задач. Создание подкастов совместно с учениками способно не только раскрыть их творческой потенциал, но и познакомить с профессией «Журналист».
2025-06-05 19:00