Говоря об анимации, исследователи не редко определяют ее как особый вид творчества. Ю.Б. Норштейн в своей книге "Снег на траве" предположил, что анимация в будущем станет "Восьмым видом искусства" благодаря своей пластичности, образности и особой динамике. Анимационные фильмы являются предметом интереса как детей, так и взрослых. С середины XX века анимационные мультфильмы отмечаются международными премиями и рассматриваются в отдельной номинации.
Перед вами несколько анимационных картин. Как думаете, что их объединяет?
Перед вами несколько анимационных картин. Как думаете, что их объединяет?

Все эти анимационные работы удостоены премии «Оскар». Давайте подробнее поговорим о нескольких анимационных фильмах и рассмотрим самые интересные факты о них.
Цветы и деревья (реж. Берт Джиллетт)
Существует множество мультфильмов, вдохновлённых культурой и сказками разных народов мира. Почему же в нашу подборку мультфильмов попал этот анимационный фильм? Что в этом мультфильме интересного и почему мы его выделили из множества других мультфильмов?

История, раскрывающаяся в мультфильме, достаточно проста: весна, оживление природы, танцы деревьев, борьба добра и зла в виде стихий. Изначально его сняли черно-белым, но Уолт Дисней, с подачи самого Герберта Калмуса (изобретателя данной технологии) узнав о технологии «Technicolor», настоял переделать его в цвете. Этот мультфильм стал настоящим прорывом в своей эпохе — как технологически, так и художественно. «Цветы и деревья» стал первым лауреатом премии «Оскар» в номинации «Лучший анимационный короткометражный мультфильм» и произошло это 1932 году.
Человек, который сажал деревья (реж. Фредерик Бак)
Канадский короткометражный мультфильм, получивший премию «Оскар» в 1988 году. Занимает 44-е место в списке «50 величайших мультфильмов» по версии американского историка анимации Джерри Бека. Это редкий пример анимации тех времен, где на первом плане — гуманистическая идея и экологическое послание.
Картина носит философский характер и повествует о том, как один человек сажает деревья в безжизненной долине, и благодаря его упорству пустыня превращается в лес. Тем самым напоминает нам, что даже один человек способен изменить мир, если у него есть цель и доброта.

Важно отметить, что такие же упорство и усилия человека, о которых идёт речь в мультфильме, были вложены и при создании самой анимации. В первую очередь это связано с техникой — рисованная анимация, где используются акварельные заливки и мягкие цветовые переходы, создающие эффект «живописного кадра». Анимация создана с любовью и терпением, как сам процесс посадки леса. Кадры меняются размеренно, медитативно и тем самым подчёркивают монотонную, но значимую работу героя.
Тайна Коко (реж. Ли Анкрич, Эдриан Молина)
Полнометражный фильм студии Pixar получил премию «Оскар» в 2018 году. Данная студия является пионером технологий. Первые в мире начали создание анимационных фильмов в технике "Компьютерная анимация". Каждый их фильм это не только удивительные технические инновации, но и удивительно душевные и невероятные истории. Эти истории пользуются большим успехом не только среди критиков, но и у зрителей.
Сюжет «Тайна Коко» затрагивает такие вопросы, как семейные традиции и конфликты, важность памяти предков, самоопределение и следование мечте. Он основан на мексиканском празднике Дня мёртвых (Día de Muertos), и ярко передаёт культуру Мексики — от красочных алтарей до звуков марьячи.
Марьячи — один из самых распространённых жанров мексиканской народной музыки, являющийся неотъемлемой частью традиционной и современной мексиканской культуры.

Сцены с выступлениями анимированы с точным соответствием с гитарной техникой — использовался даже захват движения рук гитаристов. Вы только задумайтесь, каждое положение пальцев в мультфильме соответствует тому аккорду, который звучит в данный момент.
Это интересно! Первым полнометражным мультфильмом номинированным на премию «Оскар» в 2002 стал всем полюбившийся фильм «Шрэк».
Мальчик, Крот, Лис и Конь (реж. Питер Бэйнтон, Чарли Маккизи)
Это философская сказка, где исследуются темы дружбы, принятия, внутренней боли и надежды. Каждое животное — как часть человеческой души. Мультфильм буквально «говорит с сердцем» зрителя, вне возраста.

Мягкая акварель, рукописный стиль, диалоги без лишних слов. Все движения «живут» в слегка дрожащей линии — ощущение живого наброска. В фильме присутствуют практически статичные сцены созерцания красоты природы, тишины и замедленности времени спокойствия героев, а также очень динамичные, рваные сцены, отражающие быстрый темп развития событий и передающие тревогу, страх героев.
Такое решение позволяет быстро погрузить зрителя в происходящий сюжет и более ярко передать эмоциональное состояние героев.
Такое решение позволяет быстро погрузить зрителя в происходящий сюжет и более ярко передать эмоциональное состояние героев.
Вот несколько глубоких фраз из мультфильма:
«Что является самой большой тратой времени? — Сравнивать себя с другими»
«Просить о помощи — не значит сдаваться. Это значит, что ты не сдаешься»
«Просить о помощи — не значит сдаваться. Это значит, что ты не сдаешься»
Не только ребенок, но и каждый взрослый найдет в нем то, что важно именно сейчас.
Красота анимации
Все эти мультфильмы различаются по стилю и технике, но у них есть нечто общее: глубокий смысл, искренность, визуальный язык и эмоциональное воздействие. Всё потому что, анимация является полноценным языком, с помощью которого можно говорить о важном и благодаря образности он понятен всем людям вне зависимости от возраста.
Анимацией может заниматься каждый!
В наше время она стала доступной не только для киностудий, но и для человека, не погруженного в специфику процесса. Последние пять лет создание мультфильмов вместе с детьми пользуется большой популярностью в образовательных организациях. Анимация стала универсальным инструментом развития воспитанников и учеников, площадкой для их самовыражения.
Мы предлагаем ваши первые работы отправлять на платформу «МультСТАРТ». На этой платформе мы собираем работы молодых команд, создающих свои мультфильмы в Мультстудии DIGIS. Отправьте свою работу прямо сейчас
Благодаря упрощению технологии StopMotion (покадровой анимации) любой человек может использовать компьютер/телефон и специальное приложение в качестве инструмента создания полноценных анимационных фильмов — будь то пластилиновые истории, рисованные фильмы или цифровая анимация.
В рамках педагогического процесса вы можете использовать анимацию не только для решения конкретных педагогических задач, но и для участия в конкурсах, фестивалях, образовательных проектах — на региональном, всероссийском и даже международном уровнях.
Вот примеры некоторых конкурсов, в которых вы вместе со своими учениками можете принять участие в грядущем учебном году:
Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКиТ»
Фестиваль направлен на развитие детского кинотворчества, поддержку юных талантов, формирование профессиональных ориентиров у подростков и популяризацию кинематографа. В рамках фестиваля участники смогут не только представить свои фильмы, но и пообщаться с профессионалами кино и телевидения, поучаствовать в мастер-классах, круглых столах и творческих встречах.
Прием заявок: с 1 мая по 22 сентября 2025 года
Фестиваль направлен на развитие детского кинотворчества, поддержку юных талантов, формирование профессиональных ориентиров у подростков и популяризацию кинематографа. В рамках фестиваля участники смогут не только представить свои фильмы, но и пообщаться с профессионалами кино и телевидения, поучаствовать в мастер-классах, круглых столах и творческих встречах.
Прием заявок: с 1 мая по 22 сентября 2025 года
Московский международный детский кинофестиваль
Кинофестиваль объединяет режиссеров, снимающих кино для детей, с юными кинематографистами, которые пробуют свои силы в кино и видеотворчестве. Цель фестиваля — вдохновить и поддержать юных кинематографистов, а широким зрителям дать возможность познакомиться с современным детским кино.
Прием заявок: с 24 апреля, 2025 г. по 31 мая 2026 г.
Кинофестиваль объединяет режиссеров, снимающих кино для детей, с юными кинематографистами, которые пробуют свои силы в кино и видеотворчестве. Цель фестиваля — вдохновить и поддержать юных кинематографистов, а широким зрителям дать возможность познакомиться с современным детским кино.
Прием заявок: с 24 апреля, 2025 г. по 31 мая 2026 г.
Всероссийский открытый конкурс мультфильмов для детей и взрослых «Мир анимации»
К участию в конкурсе приглашаются дети дошкольного и школьного возраста, студенты, педагоги, родители.
Прием заявок: со 2 сентября по 26 августа 2025 года
К участию в конкурсе приглашаются дети дошкольного и школьного возраста, студенты, педагоги, родители.
Прием заявок: со 2 сентября по 26 августа 2025 года
Международный мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-Птица»
Международный мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-Птица» — это ежегодное событие в области авторской детской анимации. На протяжении фестиваля проходят показы и обсуждения мультфильмов юных авторов.
Прием заявок завершен. Проходит каждый год с сентября по июль текущего года.
Международный мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-Птица» — это ежегодное событие в области авторской детской анимации. На протяжении фестиваля проходят показы и обсуждения мультфильмов юных авторов.
Прием заявок завершен. Проходит каждый год с сентября по июль текущего года.
Конкурс детских анимационных фильмов «Бессонница. Дети»
«Бессонница» — международный некоммерческий фестиваль авторской анимации, проходящий в формате open-air. Программа фестиваля состоит из новых фильмов, которые на конкурс присылают режиссеры из самых разных стран.
Прием заявок завершен. Проходит каждый год с 5 апреля - 20 мая текущего года.
«Бессонница» — международный некоммерческий фестиваль авторской анимации, проходящий в формате open-air. Программа фестиваля состоит из новых фильмов, которые на конкурс присылают режиссеры из самых разных стран.
Прием заявок завершен. Проходит каждый год с 5 апреля - 20 мая текущего года.
Работа над созданием анимационного мультфильма развивает в детях творческое мышление, коммуникативные навыки, ведь над мультфильмом трудятся вместе сценаристы, художники, актёры озвучивания, технические навыки — от монтажа до озвучивания фильма.
Да, «Оскар» — это что-то далекое и несбыточное, но каждый юный мечтатель может стать режиссёром маленького, но важного мультфильма о дружбе в классе, о бережном отношении к природе, о забытых страницах истории родного края. Начать можно с малого: снять короткий мультфильм, записать озвучку, смонтировать в видеоредакторе — и подать на конкурс.
Возможно, именно ваш проект вдохновит других так же, как вдохновляют великие мультфильмы.
Возможно, именно ваш проект вдохновит других так же, как вдохновляют великие мультфильмы.
Начать свой путь в анимации с Мультстудией DIGIS вы можете, записавшись на курс
"Анимационная педагогика как метод реализации ФГОС ДОО, НОО"
"Анимационная педагогика как метод реализации ФГОС ДОО, НОО"